Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Банк заданий

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности Министерства просвещения РФ: fg.resh.edu.ru (инструкция по работе: bank-zadaniy-fg.pdf, 2,35 Мб)

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) ФИПИ: fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) Института стратегии развития образования Российской академии образования: skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Документы

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 №590/219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»: minprosv_prikaz_219.pdf (569 Кб).

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 №ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»: minprosv_pismo_ts-2176-04.pdf (1,03 Мб).

Приказ отдела образования АКМО СК от 21.09.2021 №511 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кочубеевского муниципального округа»: akmo_prikaz_511.pdf (2,73 Мб).

Приказ МКОУ СОШ №6 от 01.10.2021 №136 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МКОУ СОШ №6 на 2021-2022 учебный год»: sch6_prikaz_136.pdf (2,48 Мб).

Дополнительная информация

Памятка для директора «Как повысить функциональную грамотность учеников»: pamyatka.pdf (57,3 Кб).

Методическое пособие для педагогов «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы» (Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования): posobie_samara.pdf (1,14 Мб).

Методическое пособие «Уроки функциональной грамотности (работаем по ФГОС общего образования)» (Новосибирский институт мониторинга и развития образования): posobie_novosibirsk.pdf (3,87 Мб).

Сборник информационных и методических материалов для педагогов (Высшая школа экономики): sbornik_vshe.pdf (2,67 Мб).

Что значит «быть грамотным»: chto-znachit-byt-gramotnym.pdf (6,26 Мб).

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации: kompetencii-4k-formirovanie-i-ocenka-na-uroke.pdf (6,67 Мб).

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: primery-otkrytyh-zadaniy-pisa.pdf (9,10 Мб).

Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником».

Статья «7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников».

Статья «Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?»

Статья «Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах». Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике».

Статья «Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?» Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов».

Статья «Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности». Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов».

Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности.