Внешняя оценка качества образования

Министерство образования и науки РФ и Федеральная служба по надзору за качеством образования вводят новые независимые системы оценки качества образования – ВПР и НИКО.

Рособрнадзор выпустил брошюру о ВПР и НИКО. Из нее можно узнать, как проводятся эти оценочные процедуры, для чего используются их результаты, какие выводы стоит сделать из них родителям и педагогам, чтобы оптимальным образом выстроить образовательную траекторию ребенка. Документ PDF: broshura_vpr_niko.pdf (4,7 Мб).

Что такое ВПР и НИКО?

На протяжении всего времени обучения в школе дети пишут контрольные работы. НИКО и ВПР – это такие же контрольные работы, только проводятся они по федеральным заданиям. ВПР – это всероссийские проверочные работы. НИКО – это национальные исследования качества образования.

Зачем нужно ВПР и НИКО?

Подготовка к ЕГЭ – это, безусловно, важно. Но если у школьника есть пробелы в знании предмета, то даже начав готовиться за год до экзамена, он может не успеть подготовиться настолько хорошо, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл. И чем раньше эти пробелы начинают появляться, тем труднее ему учиться дальше – невозможно усваивать более сложные вещи, не понимая простых (например, решать задачи по физике, химии и информатике, не освоив базовые математические навыки). Причем часто ни родители, ни даже учителя в полной мере не осознают, что у ребенка есть проблемы, что ему нужно наверстать упущенное, повторить определенный материал, разобраться в теме, которую он пропустил или не понял. Выяснить это уже во время ЕГЭ бывает очень обидно. Вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения поможет внешняя оценка – НИКО и ВПР, проводимые по заданиям и методикам, разработанным на федеральном уровне и единым для всей страны. При этом сопоставление результатов оценки полностью независимой (НИКО) и самооценки школ, базирующейся на единой методике и заданиях (ВПР), дает дополнительную важную информацию о качестве образования.

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Проведение

Всероссийские проверочные работы учащиеся пишут в своих школах. Рекомендуемое время их проведения – второй-третий урок в школьном расписании; продолжительность – от одного до двух уроков.

Для проведения проверочной работы школа должна зарегистрироваться на портале сопровождения ВПР и получить доступ в свой личный кабинет. Критерии оценивания заданий и электронная форма для сбора результатов также передаются школе через личный кабинет на информационном портале ВПР. Это происходит в день проведения работы после ее завершения.

Проверка работ участников ВПР осуществляется в день проведения работы коллегиально учителями школы. После проверки работ результаты вносятся школами через личные кабинеты в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты. Результаты должны быть переданы не позднее чем через сутки после времени начала работы.

Федеральный институт педагогических измерений разработал и опубликовал на своем официальном сайте по адресу www.fipi.ru/vpr образцы и описания ВПР, которые рекомендовано использовать учителям-предметникам и выпускникам 11 классов для подготовки к проверочным работам.

Национальные исследования качества образования (НИКО)

Участники

Каждый из проектов НИКО является выборочным исследованием и организован таким образом, что полученные результаты позволяют судить не только о качестве подготовки непосредственных участников исследования, но и об общем уровне знания предмета у обучающихся соответствующих классов в регионах со схожими условиями и в России в целом. В мероприятиях НИКО участвуют школы из большинства регионов страны. Федеральные координаторы исследования отбирают от 5 до 15 школ в каждом из регионов по специально разработанной методике. В каждом из исследований принимает участие около 50 тысяч школьников.

Проведение

Каждое исследование включает написание школьниками диагностической работы, а также анкетирование участников, их учителей и организаторов; сбор и анализ широкого спектра контекстных данных. Выполнение работы занимает один-два урока, еще около 10 минут отводится для ответов на вопросы анкеты.

Оценивание выполняется в удаленном режиме через Интернет. Экспертная проверка развернутых ответов участников проектов НИКО осуществляется на основе стандартизированных критериев и только при условии прохождения экспертами соответствующего предварительного обучения и аттестации. После обработки результатов проводится их анализ, направленный на выяснение того, в какой степени школьники овладели различными знаниями и умениями в рамках изучаемого предмета. По итогам анализа готовятся рекомендации для системы образования и для родителей, как использовать полученные результаты для повышения качества образования.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными учреждениями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития. Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности образовательных учреждений, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

С результатами проведенных исследований можно ознакомиться на портале НИКО (www.eduniko.ru).

Региональные проверочные работы (РПР)

Приказ Министерства образования и молодёжной политики СК от 13 сентября 2018 г. №1403-пр «О проведении региональных проверочных работ в 2018/19 учебном году». Документ PDF: stavminobr_prikaz_1403.pdf (104 Кб).

Приказ ОО АКМР от 01 октября 2018 г. №622 «О проведении региональных проверочных работ в 2018/19 учебном году». Документ MS Word: akmr_prikaz_622.doc (296 Кб).

Приказ ОО АКМР от 03 октября 2018 г. №630 «О внесении изменений в график проведения региональных проверочных работ». Документ MS Word: akmr_prikaz_630.doc (55 Кб).

Документы

  1. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». Документ PDF: rusgov_postan_662.pdf (126 Кб).
  2. Приказ Минобрнауки России от 15.12.2016 №1598 «Об утверждении Комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях». Документ PDF: rusminobr_prikaz_1598.pdf (358 Кб).